Про факторы маскировки.

Добрый день, дорогие друзья!

В первую очередь, прошу извинить за задержку в опубликовании ответа, работы много, а времени свободного не очень.

Необходимо сразу сказать, что заданный вопрос с подвохом, причем с несколькими и цель опроса была заинтересовать и донести несколько другую, более важную информацию.

Давайте разбираться по порядку.

Что можно принять за маскирующий, да еще и (или) демаскирующий фактор?

Как правило, маскирующийся определяет три главных фактора:

Цветовое совпадение – понятно, что максимальное совпадение цветовой гаммы маскируемого с фоном даст максимальный эффект незаметности;

Силуэт – в данном случае речь идёт об очертаниях человеческого тела, особенно головы, которое интуитивно воспринимается наблюдателем;

Движение – фактор, который позволяет идентифицировать маскируемого даже с дальней дистанции.

Это важнейшие факторы зрительного восприятия. Но здесь нужно учитывать и относительность всего, что связано с понятием «маскировка».

Вот, движение, например, демаскирует. Но, представьте ситуацию, когда Вы работаете в городе, в толпе людей, идущих в одну сторону. Вы не можете стоять на месте, это явно демаскирует, т.к. все окружающие будут вынуждены Вас обходить или толкать. То есть, существуют условия, при которых Ваша неподвижность будет не маскировать, а наоборот выделять из текущего фона.

Также в видимом спектре мы выделяем силуэт и цвет, и учет их при маскировке очень важен. Но как только пропадает освещение или, когда вы находитесь в темном помещении эти факторы теряют сваю актуальность и не работают. К тому же, один и тот же камуфляжный костюм будет совершенно по-разному маскировать в тени и на ярком солнце.

Кроме того, не нужно забывать, что помимо визуальных факторов, существуют и другие. Особенно это актуально становится тогда, когда визуальное восприятие понижается в силу объективных причин (темнота, задымление, туман и т.д.).

Теперь разберем звук. Звуки в лесу, вроде бы демаскирующий фактор. Вот Вы перемещаясь по лесу сломали сухую ветку, треск Вас выдал. А если ситуация другая и вы крадетесь к часовому? Тогда шелест листьев, звук дождя или гомон птиц наоборот маскирует Вас от его слуха. Однако этот же гомон птиц может резко затихнуть из-за Ваших действий, и эта тишина Вас демаскирует. Хотя есть виды птиц, которые увидев человека наоборот начинают отчаянно оповещать об этом округу (вороны, сороки, кедровки и т.д.). Т.е. фоновые звуки леса могут работать в обоих направлениях, в зависимости от обстановки. Для того, чтобы управлять восприятием наблюдателя, в данном случае нужно уже иметь определённые знания о свойствах природы.

А еще есть запах, температура и, если уж совсем уйти в экзотику, электромагнитное излучение  или  даже просто внутреннее чутье. И существует неограниченное количество вариаций при который те или иные факторы, как выходят на первое место, так и полностью нивелируются.

И вот тут мы подходим к гораздо более высокоуровневому понятию, которое мы называем «оценка ситуации». В любой обстановке и при решении любой задачи это главенствующий фактор – через него мы впитываем в себя информацию о пространстве окружающем нас, погружаемся в него, приобретаем осмысление обстановки, и исходя из опыта и возможностей формируем решения, осуществляем дальнейшие действия, в том числе, меняем саму обстановку.

Три действия оценки ситуации:

Восприятие окружающего пространства – у всех людей абсолютно разный уровень восприятия, но чем больше человек воспринимает информации – тем больше он сможет осмыслить;

Осмысление воспринятой информации – этот фактор сильно зависит от знаний, опыта и умений человека;

Принятие решения для дальнейших действий. Это ключевой момент – но как понятно из всей логической цепочки – чем больше человек может воспринять и чем больше у него опыта и знаний для осмысления – тем больше вероятность принятия самого оптимального решения. Верно и обратное – можно долго учить и тренировать человека, но если у него слабое восприятие ситуации – шансы на принятие им правильного решения будут минимальны.

Теперь о главном.

Маскировка – это не умение носить «гили». Маскировка сама по себе складывается из трёх параметров:

Личные навыки и опыт по работе с факторами маскировки

Способность оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение

Умение управлять восприятием противника

О первых двух пунктах мы уже говорили. Третий пункт – достигается только опытом и знанием элементарной психофизиологии человека. Достаточно напомнить, что восприятие наблюдателя будет сильно уменьшено, если он будет: уставшим, выпившим, быстро перемещающимся… Поэтому, когда Вы маскируетесь – то всегда смотрите на свою ситуацию глазами противника, постарайтесь представить его состояние в тот момент, когда он будет смотреть на то место, где Вы спрятались. Ведь понятно, что у крадущегося в Вашем направлении человека и у пролетающего мимо Вас на автомобиле – совершенно разное восприятие. И Вы должны совершенно четко оценить способность противника воспринимать не только ту же самую ситуацию, но и Вас в ней.

К счастью, существуют способы управления восприятием противника. Их тоже три:

Имитация (подмена восприятия)

Помеха (искажение восприятия, ослабление внимания)

Отвлечение (переключение внимания)

Но это тема настолько большая, что о ней лучше поговорить отдельно.

Тем из вас у кого возникли вопросы по этой теме, предлагаю обсудить их в комментариях.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *